Фотогалереи
Мы Как прислать материал Карта сайта
Там

Австралия

Азия

Африка

Европа

Северная Америка

Южная Америка



none use

Версия для печати

Фотогалерея


ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ ТУР, ИЛИ ВОЗВРАЩЕНИЕ В СОЦИАЛИЗМ

А. МАРТЫНОВ

Часть 2

3-й день

Мавзолей

С точки зрения идеологии, это был самый Главный день - мы должны были посетить Мавзолей Великого Вождя. Накануне, Ю Сунн предупредила нас, что мы должны быть соответственно одеты. После уточнений, оказалось, что не надо одевать чего-то особенное. Нельзя идти в мавзолей в пляжной одежде, а также в грязной рабочей. В остальном - ограничений нет.

Итак, едем в мавзолей. Около мавзолея я увидел единственный работающий светофор. Он горел красным. Но наш Ким спокойно проехал, не останавливаясь. Видя мое беспокойство за судьбу Кима, Ю Сунн сказала, что у нас опытный водитель, и он знает, что делает.

Мы остановились на стоянке, и нас пригласили пройти в домик для уважаемых гостей. В это время корейцы сплошным потоком прибывали к святому месту. Все мужчины в строгих черных френчах, женщины в национальных платьях. Корейцы приезжали на трамвае, строились в колонны по четыре и начинали движение к мавзолею.

Вскоре в домик зашла еще одна пара из России в точно таком же сопровождении, как и мы. Причем костюмы Хама и их корейского сопровождающего были одинаковы.

Через некоторое время нас пригласили к выходу. Поставили в разрыв корейских колонн, и мы пошли. Прошли через металлодетектор и оказались в галерее километровой (!!!) длины из стекла и мрамора. По галерее мы ехали на горизонтальном эскалаторе. Как пояснила нам Ю Сунн, галерея была специально построена для удобства людей, чтобы они шли к вождю не по улице под дождем, а под крышей.

Вскоре мы вчетвером (я, Наташа, Ю Сунн и Хам) вошли в зал, где лежит мумия Великого Вождя. Предварительно нам объяснили, как надо отдавать дань памяти Великому Вождю. Необходимо обойти саркофаг со всех четырех сторон и с трех сторон поклониться (со стороны головы кланяться не надо). Выполнив все инструкции, мы оказались в следующем зале, где выставлены награды Вождя, большинством из которых, он сам себя и наградил. В следующем зале нам выдали наушники. Из наушников на чистом русском языке мы услышали, как девушка срывающимся голосом рассказывала о том, какое горе свалилось на корейский народ после смерти Вождя и как народ оплакивал Вождя.

Когда умирают подобные тираны, всегда хочется понять: это горе для народа или счастье?

Уже на выходе из мавзолея Ю Сунн предложила оставить мне запись в книге для почетных гостей, что из уважения к моим корейским спутникам я в итоге и сделал. Жена потом очень сожалела, что нельзя было фотографировать, когда писал – вид был достойный. Когда закончил писать, подошла Ю Сунн и тут же перевела на корейский все, что я написал.

Что можно сказать по итогам посещения этого культового места. Мавзолей нашего Вождя – сарай в сравнении с Мавзолеем корейского Вождя. Это праздник какого-то абсурда. Великий Вождь – новый бог корейского народа. Это больше, чем бог!!! После смерти Великого Вождя в Северной Корее ввели новое ЛЕТОИСЧИСЛЕНИЕ!!!!! Теперь в Северной Корее оно берет начало от рождения Великого Вождя. Таким образом, 2005 год для корейцев - это 94-й год чучхе!!! А 1-й год чучхе - это 1912 год. Год рождения Великого Вождя. Наши советские идеологи – школьники в сравнении с корейскими идеологами!!!

Мемориальное кладбище

После посещения мавзолея мы отправились на Мемориальное кладбище борцов с японским империализмом. Это кладбище было открыто 1975 году и фактически посвящено ближайшим соратникам Великого Вождя.

После образования ТПК борьбу за влияние, и, соответственно, за власть вели четыре группировки. Корейские корейцы – коммунистически настроенные корейцы, которые боролись с японцами непосредственно в Корее. В основном это были выходцы с южной части полуострова. Китайские корейцы – корейские иммигранты, которые обосновались в Китае и были членами Китайской компартии. Советские корейцы – корейцы, которые жили в СССР и были направлены в Северную Корею для оказания помощи в становлении социалистического государства. Маньчжурские корейцы – соратники Великого Вождя по партизанской борьбе в Маньчжурии, а также сослуживцы (подчиненные) во время службы в «Интернациональной бригаде» в СССР. К концу 50-х годов всех своих противников Великий Вождь репрессировал (кроме тех, кто успел убежать в Китай и СССР), и остались только соратники, для которых и был организован этот мемориал (очень похоже на наш подход).

Здесь так же, как и у статуи Великого Вождя, необходимо возлагать цветы (за свой счет), что мы и сделали. Все бюсты героев – из бронзы. Но, как и положено в тоталитарном обществе, все соратники разделены по иерархии: заслуженные и особо заслуженные. Среди особо заслуженных есть жена Великого Вождя, которая умерла в 1949 году во время родов. Так что у корейского народа тоже есть свое Кремлевское кладбище.

О корейских магазинах и сувенирах

О корейских магазинах следует сказать особо. Вход иностранцам в не валютные магазины запрещен. Иметь на руках и покупать товары за местные воны запрещено. Я несколько раз просил разрешения зайти в местный магазин или на рынок. Но всегда получал категорический отказ. А сходить на рынок так хотелось. Я вообще люблю ходить по местным рынкам. Там сосредоточен местный колорит, какая-то особая аура, характерная для данной местности, района, страны. Но в Северной Корее почувствовать это иностранцу нельзя.

Для иностранцев существуют валютные магазины. Цены везде номинированы в евро. Это не экономика, а политика. Американские доллары берут с удовольствием, но американцев терпеть не могут. Хоть в ценниках, но надо насолить своим главным врагам!

В Пхеньяне довольно много сувенирных магазинов, а один раз нас привезли в валютный универмаг. Как пояснила Ю Сунн, сейчас корейцам при определенных условиях можно иметь на руках твердую валюту и тратить в таких магазинах. Я полагаю, что она говорила правду, так как в универмаге мы видели нескольких корейцев, а когда наш тур закончился, Наташа выдала всем членам нашей бригады сопровождения премию в твердой валюте, и никто не отказался.

Сам универмаг – обычный магазин, очень похожий на центральные универмаги в наших небольших провинциальных городах. Народу – считанные единицы. Количество продавцов явно превосходит количество покупателей.

Теперь о сувенирной продукции.

Мы с женой традиционно привозим из поездок магнитики на холодильник, тарелочки на стенку и маечки на тело. Магнитиков и тарелочек мы не нашли, а маечки с корейской символикой были. Очень много было различной вышивки, что является продуктом национального искусства. Много серебряных монет, посвященных различным историческим событиям, в том числе и встрече Путина с Ким Чен Иром. И, конечно, корейская водка со змеей или женьшенем. Женьшеня продается очень много в различных ипостасях. Вот и весь сувенирный набор.

Пешая прогулка по Пхеньяну

Так как в корейские (не валютные) магазины не пустили, на рынок тоже, ездить по Пхеньяну на машине надоело, а хотелось быть ближе к народу, мы предложили Ю Сунн прогуляться пешком по улицам столицы. Но Ю Сунн ответила, что этого нет в программе, и, вообще, зачем ходить, когда есть автомобиль. Но после наших настойчивых просьб, она решила посоветоваться с Хамом. И разрешение было получено. Итак, вчетвером мы отправились в часовую пешую прогулку по Пхеньяну.

Основная масса корейцев еще работала, поэтому людей на улице было немного. Наш поход не остался незамеченным. Корейцы с любопытством поглядывали на людей европейской внешности. За всю прогулку мы не встретили ни одного европейского лица. В целом, надо сказать, город был довольно чистым. Нищих и бомжей мы не видели.

Памятник идеям Чучхе

Этот насыщенный идеологией день мы завершили у уникального памятника. Единственного в своем роде на Пхеньян. Памятник идеям Чучхевсем земном шаре. Это памятник идеологии. Идеи чучхе, если сказать коротко, означают, что хозяином революции и строительства, их движущей силой являются народные массы. Иными словами, эти идеи означают, что ты сам хозяин своей судьбы, что в тебе есть и силы ее сотворить. Идеи чучхе, разработанные Великим Вождем, стали руководящей идеологией корейской революции.

У корейцев много уникального, что можно встретить только здесь. И этот памятник относится к их числу. Он был построен в 1982 году в честь семидесятилетия Великого Вождя. И в этом памятнике заложен корейский символизм. Если вы хотите узнать, из какого количества гранитных камней сложен этот монумент высотой в 170 метров, то это очень просто. Посчитайте, сколько дней прожил Великий Вождь за 70 лет, и вы получите нужный ответ!

Перед гранитной каланчой находится скульптура. Как я писал раньше, Великий Вождь к серпу и молоту добавил кисточку, и, соответственно, к рабочему и колхознице был добавлен интеллигент. В каланче есть лифт, на котором можно подняться наверх, но, перенасыщенные идеологией, мы отказались от этого счастья.

4-й день

В этот день мы покидали столицу на два дня и отправлялись на восток полуострова в город-порт и курорт Вонсан (посмотреть место на карте). Перед отъездом произошел забавный эпизод.

Я вместе с корейскими друзьями Кимом и Хамом грузил чемоданы в машину. Поднимаю глаза и… метрах в семи от нас стоит пара и мило беседует. Состав пары: неизвестный мне красивый высокий хорошо одетый кореец и известная мне моя жена. Я не поверил глазам. Ведь наши сопровождающие тщательного оберегали нас от любого общения с неподготовленной местной публикой. А здесь стоят и говорят, и НИКТО не реагирует. А главное на чем говорят? Ведь в Корее весьма сложно объясниться не по-корейски. Сгорая от любопытства, я направился к этой паре. Оказалось, что кореец очень хорошо говорит по-русски (даже лучше Ю Сунн). Предвидя мой вопрос, он честно признался, что Ю Сунн его любимая женщина, и он пришел ее проводить в дальний путь. Вот так, несмотря на идеологические заморочки, жизнь в Корее продолжается!!!

На пути в Вонсан

ВыеВ Мемореале короля Тонгмунгахав из столицы, мы вновь очутились на великолепном автобане. Его длина 200 километров, на которых находится 18 туннелей и 100 мостов. Самый большой туннель – более 4-х километров! Безусловно, эта дорога, как и все в Корее, уникальна.

В отличие от дороги на север, этот автобан залит бетоном, разрешен проезд грузовиков, и нет цветов.

По дороге в Вонсан мы должны были посетить два опять-таки уникальных не идеологических места.

Первая остановка – мемориальный комплекс основателя династии и государства Когуре короля Тонгмунга. Подъезд к комплексу закрыт шлагбаумом. Как пояснила нам Ю Сунн, здесь даже Великий Вождь выходил из машины и шел пешком (метров 300). То есть место святое. Пришлось и нам пройти по пути Великого Вождя.

За все время путешествия мы в первый раз очутились в историческом месте. И надо отдать должное корейцам (или их вождям) – это место очень хорошо ухожено. Одним словом, мы отлично отдохнули от идеологии и, наконец, прикоснулись к корейской истории. Побольше бы таких мест.

Следующая Водопад Улимостановка у водопада Улим. Чтобы попасть к водопаду, мы съехали на разбитую гравийную дорогу. Примерно через километр увидели… стройбат на дороге, т.е. самых обычных военных строителей, которые ремонтировали дорогу. На этом можно было бы и закончить, если бы не одно НО. Как корейские солдаты ее ремонтировали? В распоряжении стройбата был следующий инструмент: лопата, грабли, носилки и это все! Ни бульдозера, ни грейдера не было. Все делалось только руками! И это в 21 веке!

Наконец, по этим колдобинам мы добрались до водопада. Сам водопад был просто великолепен, и вся зона вокруг очень хорошо оформлена. Как пояснила нам Ю Сунн, этот водопад пять лет назад посетил Великий Руководитель и дал указание – облагородить водопад. Раз указание дано, то водопад облагородили. Не было бы указаний – не облагородили. В знак больших заслуг в деле облагораживания водопада, на скале почерком Великого Руководителя написан год «2001», год, когда водопад открыли для посещения.

Погуляв около водопада, мы вернулись к машине. И здесь произошел очень интересный эпизод.Перед входом в зону водопада установлена карта - схема этого места. На ней я увидел, что здесь находится не один водопад Улим, а есть еще два. И я предложил к ним прогуляться. Реакция была неожиданной. Ю Сунн сначала сказала, что туда и обратно - это два часа пешком. Меня это не смутило. И тогда Ю Сунн очень жестко сказала, что это не входит в программу, и, следовательно, мы никуда не пойдем. Минут десять я отказывался понимать ситуацию. Фантастически красивое место, и не прогуляться. Но здесь вмешалась жена, и еще более жестко, чем Ю Сунн, потребовала, чтобы я не спорил и сел в машину. Действительно, Северная Корея - страна чудес. Здесь ты никто. Живешь, как в поезде. Строго по рельсам. Шаг вправо, шаг влево…далее понятно.

Водопад Улим

Вонсан - город порт и город курорт

Итак, мы прибыли в Вонсан. Город–порт, это громко сказано. Мы не увидели ни одного торгового корабля, ни одного белоснежного круизника. Видны были только проржавевшие шаланды.

Нас поселили в лучшей местной гостинице (так сказала нам Ю Сунн). Если гостиница в Пхеньяне была полупустой, то эта – пустая (нам объяснили – не сезон). Кроме нас, в гостинице была только одна девушка негритянской внешности.Закат в портовом икурортном городе Вонсан

Гостиница шестиэтажная, классического советского класса. Горячей воды не было. Но нам, как дорогим гостям было обещано, что вечером (время мы согласовали) и утром (тоже в согласованное время) воду дадут на полчаса. Хозяева свои обещания четко выполнили. Из окна открывался потрясающий вид на море. Здесь надо сказать, что по-корейски название моря не совпадает с общепринятым. На всех картах море называется «Японским», а у корейцев – « Корейское восточное море».

Все улицы Вонсана, как и автобан, залиты бетоном. Асфальта нигде нет. Машин тоже почти не было. Зато, как везде, в избытке мозаичные панно и бронзовая статуя Вождя. Фонарей на улице не было, и вечером город, за исключением статуи Вождя, погрузился во тьму.

Проезжая по городу, мы обратили внимание на большие тележки на дутых колесах, которых мы не видели в столице. Оказалось, что это местное «грузовое такси», которое местные жители нанимают для перевозки своих грузов (мебель, мешки с продовольствием, какие-то коробки). Идеология чучхе в действии!!! Она старательно оберегает корейцев от всех достижений цивилизации!

Государственный кооператив!

После обеда мы отправились на осмотр «Государственного кооператива». Само словосочетание говорит о многом. Этот кооператив выращивает хурму. Нас встретила девушка – работница кооператива, рассказала об успехах в деле выращивания хурмы, и о заботах Великих о тружениках села.

Внешне кооператив напоминал наши центральные усадьбы колхозов и совхозов. В центре площади небольшой сквер, Дом культуры, магазин (нас В гостях у труженников госкооперативатуда не пустили) и, конечно, мозаичное панно.

После осмотра центра села труженица кооператива пригласила нас к себе в дом. И это было уже интересно - посмотреть, как живут рядовые корейские крестьяне.

Нас пригласили в гостиную. Из мебели были две тумбочки: на одной стоял телевизор, на другой компьютер – и больше ничего. Если не считать, что на стене висели фотографии двух Великих. Хозяйка накормила нас хурмой, которая оказалась очень вкусной. А дальше я выяснил, что в доме из цивилизации есть только электричество. Воды нет, газа тоже. Отопление печное. Не сладко, видимо, живется корейским селянам!

Пионерский лагерь

Следующим местом нашего турне по Вонсану было посещение Международного пионерского лагеря. Уставшие от идеологической показухи, мы наотрез отказались идти на эту экскурсию. Вместо этого отправились бродить по песчаному пляжу Вонсана в сопровождении Ю Сунн. Она неоднократно пыталась нас образумить и выполнять намеченную ранее программу. В конце концов, слова: - Нас ждут, и будет очень неудобно - сломали нашу стойкость, и мы отправились в местный «Артек». Описывать лагерь не имеет смысла – типичная показуха, на которую мы насмотрелись у себя на Родине и здесь в Корее.

Забастовка

В конце дня мы с Наташей и Ю Сунн гуляли по парку, который расположен рядом с местным «Артеком». На следующий день мы должны были с утра возвращаться в столицу, а во второй половине посетить местный Дворец пионеров и посмотреть детскую художественную самодеятельность. Но рядом были красивейшие Алмазные горы. Ехать и смотреть на то, что неоднократно видели в Советском Союзе, не хотелось, и устали мы уже от идеологии. И мы предложили Ю Сунн изменить программу следующего дня. Ответ был категорически отрицательным.

Программа согласована, нас ждут, и мы должны ехать. Дальнейшие переговоры ни к чему не привели. Ю Сунн приводились различные аргументы, почему это невозможно. И здесь мы нашли способ переиграть корейских идеологов.

Я заявил: - Ваша взяла. С утра едем в Пхеньян, обедаем, а дальше…едем в гостиницу, где проведем остаток дня. Во Дворец пионеров Вы сможете доставить нас только под конвоем.

Не привычная к забастовкам, Ю Сунн явно растерялась. Она не знала, что делать. Такого поворота событий никак не ожидала. Представляю, что творилось в душе у женщины, привыкшей к исполнению утвержденных начальством программ.

Около гостиницы нас ожидал Хам. Ю Сунн на корейском языке, видимо, сообщила Хаму о нашем возмутительном поведении. Хама после этого как ветром сдуло. Но все разрешилось благополучно. Хам согласовал со своим начальством изменение программы, и мы получили, что хотели – Алмазные горы.

5-й день

Алмазные горы

Алмазные горы Алмазные горы получили название не из-за алмазных копий, а за свою красоту. Место действительно потрясает своими видами!

До Алмазных гор около 100 км от Вонсана. По дороге мы сделали одну остановку в очень красивом месте. Это был перешеек шириной метров 150: с одной стороны море, с другой озеро. Я пошел прогуляться на озеро. Для этого надо было перейти железную дорогу. И, о боже, что я увидел! Я увидел прогнившие шпалы, рельсы, покрытые ржой. Железная дорога, Алмазные горыкоторая когда-то была электрифицирована (контактный провод еще висел) разваливается. И тут я вспомнил, что, путешествуя по Корее, мы очень часто ехали параллельно железной дороге, а поездов видели один или два раза. ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ РАЗВАЛИВАЮТСЯ – это признак РАЗВАЛА ЭКОНОМИКИ. Ситуация в Северной Корее КАТАСТРОФИЧЕСКАЯ!!! Это страшная трагедия двадцати миллионов человек, это издевательство над целым народом. То, что я увидел здесь, является визитной карточкой Северной Кореи – с одной стороны уникальные красоты, с другой – страшный развал.

Возвращение в Пхеньян

После обеда в Вонсане, мы отправились домой…в Пхеньян. По дороге сделали одну остановку, о которой необходимо рассказать.

Мы остановились в живописном месте на берегу водохранилища. Здесь находилось валютное кафе. Решили перАлмазные горыекусить и выпить вместе с корейскими друзьями кофе за наш счет. Когда мы вошли в совершенно пустое кафе, оказалось, что есть там нечего, но зато в центре зала стояла огромная бутыль водки с огромной змеей внутри (змеиная водка). От такого соблазна я устоять не мог, и предложил Хаму выпить за российско-корейскую дружбу. Хам с радостью согласился. Пока наши девушки и шофер наслаждались корейским дефицитом – натуральным кофе, мы с Хамом укрепляли российско-корейскую дружбу. Так как с едой здесь, как и везде в Корее, проблема, эту дружбу мы укрепляли без закуски. В деле укрепления дружбы Хам оказался достойным, хорошо подготовленным партнером. Выпив кофе и змеиной водки, мы без особых проблем добрались до нашей гостиницы.

6-й день

Демилитаризованная зона

В последний день пребывания в Северной Корее была запланирована поездка к 38-й параллели, к границе с Южной Кореей. Корейцы 38-ю называют не границей, а демаркационной линией. Мы должны были посетить город Кэсон и 2-х километровую демилитаризованную зону.

Рано утром мы всей нашей дружной компанией отправились на Юг. Выехав из Пхеньяна, опять очутились на великолепном автобане. В какую бы сторону от столицы мы не уезжали: Север, Восток, Юг, везде попадали на прекрасную, две полосы в каждую сторону, магистраль.

В отличие от других направлений, здесь блокпосты встречались гораздо чаще. А при подъезде к Кэсону нас в первый раз остановили для проверки документов. Так как мы были без документов, проверять у нас было нечего. Но технология проезда была отработана, и после переговоров Ю Сунн и Хама с военными нас пропустили дальше.

Наконец мы подъехали к демилитаризованной зоне. В соответствии с договором о перемирии, с каждой стороны от 38-й параллели была образована 2-х километровая зона, в которой северянам и южанам запрещено иметь тяжелое оружие, а разрешено толькЗа столом переговоров о перемирии в Корейской войнео стрелковое.

Перед въездом в зону произошли изменения в составе нашей бригады. Вместо Хама в машину сел молодой красивый офицер, а также два солдата, которые должны были выполнять функции…наших личных охранников. Как нам объяснили, обстановка в зоне очень напряженная, и для нашей безопасности корейские военные выделяют нам охрану.

Сначала мы посетили комплекс бараков, где проходили переговоры о перемирии. Вся мебель и атрибутика тех времен полностью сохранены. Мне предложили занять любое место за столом переговоров. Никто из участников переговоров не вызывал у меня уважения, но из всех зол я выбрал наименьшее…место руководителя американской делегации. Далее мы отправились к самой демаркационной линии. Мы подошли к этой линии метров на 20-30. На южно-корейской стороне была организована смотровая площадка, где находились туристы, которые с любопытством смотрели в сторону Севера, а мы смотрели в сторону Юга. На самой На той стороне демаркационной границыгранице построено несколько бараков, половина из которых принадлежит Северу, половина - Югу. В одном из этих бараков идут вяло текущие переговоры.

Сопровождавший нас офицер хорошо владел русским языком и был информирован о наших анкетных данных. На нас он произвел очень сильное впечатление. Молодой парень закончил иняз – русское отделение и пошел служить в армию по собственной инициативе. В нем чувствовалась какая-то внутренняя сила и убежденность в правоте идей чучхе. Из всех гидов, с кем мы встречались, этот парень явно выделялся.

Великая корейская стена

После обеда в Кэсоне в сопровождении корейского полковника мы отправились осматривать еще одну достопримечательность в районе границы - «Великую корейскую стену». Эта стена находится на границе демилитаризованной зоны со стороны Южной Кореи. Надо сказать, что это было для меня открытием. К поездке в Корею я немного подготовился, но нигде не встречал упоминание об этой стене.

История Стены.

В конце шестидесятых годов на границе возросла напряженность, и вновь начались взаимные провокации. Видимо хорошо помня, кто начал Корейскую войну, южане в 1972 году построили бетонную стену, которая пересекает весь Корейский полуостров и имеет длину немногим более 200 км. Стена проходит на расстоянии 2-х километров от демаркационной линии. Высота стены колеблется от 5 до 8, а ширина - от 10 до 19 метров. В тех местах, где она пересекает реки, в эти реки установлена мелкая металлическая сетка, через которую не то что человек не пролезет, а рак не проползет.

Так что это, скорее, не стена, а крепостное сооружение. С южной стороны все покрыто аккуратной травкой, а с северной – голый бетон. В отдельных местах устроены для прохода ворота и блокпосты Южнокорейской армии. Совершенно очевидно, что южане боятся северян больше, чем северяне южан.

Вскоре мы прибыли на наблюдательный пункт северокорейской армии, где нас ждали мощные полевые бинокли. В эти бинокли мы смогли увидеть демаркационную линию из колючей проволоки (расстояние около 2 км от нас) и саму стену (около 4 км) с южнокорейскими блокпостами.

Экскурсию проводил полковник северокорейской армии, который рассказал нам об истории создания стены и о том, что эту стену построили американцы для того, чтобы разделить корейский народ.

Кэсон

Кэсон – режимный город с 200 000-м населением. Приехать сюда можно только по специальным пропускам. Никаких достопримечательностей нет, за исключением бронзовой скульптуры Вождя. Но это не достопримечательность, а обязательный атрибут любого корейского города.

В Кэсоне мы пообедали в этнографическом ресторане. И теперь подошло время рассказать о корейской еде.

Этнографический ресторан и еда в Корее

О том, что корейская кухня очень специфична известно, наверное, всем. Но действительность превзошла наши ожидания. К традиционной корейской кухне добавились последствия чучхейской идеологии, точнее не идеологии, а экономики.

Еще в Москве мы оговорили, чтобы блюда из собак нам не предлагали, и в турфирме нас предупредили, что мы можем в известных пределах влиять на наше меню.

В первые дни нам предлагали мясо. Но оно везде было очень жестким, и мы попросили рыбное меню. И получили. Ю Сунн предложила на выбор: либо минтай, либо камбала. Другой рыбы в Северной Корее НЕТ! И это в морской стране. То ли вся рыба, спасаясь от идей чучхе, ушла от корейских берегов, то ли корейцы разучились ее ловить. Я думаю, корейцам просто не на чем ее ловить. Тот флот, который я увидел в Вонсане, – это не флот, а рухлядь.

Вообще говоря, корейская еда была самым сложным для нас испытанием. Нас попытались накормить соевым творогом, но первая попытка была и последней. В итоге мы остановились на камбале, редьке и корейской капусте кимчи. Все остальное было для нас малосъедобным. В этнографическом ресторане нас ждали девять маленьких мисочек с национальной едой. Но мы смогли есть только из трех.

Надо сказать, в Северной Корее, вообще, поесть очень сложно. Мы несколько раз заезжали в придорожные валютные кафе, но кроме чая, кофе и водки там ничего нет.

Только в Пхеньяне есть несколько элитных ресторанов для иностранцев, в которых имеются более или менее съедобные блюда.

Возвращение домой

С утра мы отправились в аэропорт, где Ю Сунн отдала нам наши документы, а Хам принес мобильные телефоны. Без проблем прошли таможню, паспортный контроль и вовремя вылетели на Родину. Уже во время руления в аэропорту Владивостока наша стюардесса в последней своей речи сообщила нам, что этот полет стал возможен только благодаря неустанной заботе Великого Руководителя товарища Ким Чен Ира. Все, прощай корейская земля.

Эпилог

Что хочется сказать по итогам поездки. В Северной Корее произошла катастрофа. Катастрофа экономическая, социальная, политическая. Два Великих поставили корейский народ на колени, обратили в нищету, лишили доступа к современной цивилизации и за это заставляют корейский народ петь здравицы в свою честь (помните: «Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство»).

Страна в начале 21 века находится в разных эпохах от средневековья до середины прошлого века, но только не в 21-ом. Довести страну до такого состояния – это Великое предательство корейского народа. И все это ради одного – ради неограниченной абсолютной личной власти. Единственное, что меня порадовало, так это то, что наши Вожди оказались менее способными, чем корейские, в деле построения светлого будущего. Мы, слава богу, смогли отказаться от этой затеи, а корейцы не смогли. Их заставили строить свое светлое чучхейское будущее. И они его построили. Дальше строить уже нечего. Если хотите посмотреть, чем заканчиваются стройки светлого будущего – езжайте в Северную Корею. Эксперимент завершен!!!










«Мы там были» © 2007